Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области









Архив новостей






















Страничка логопеда


DSC_0162 copy

Учитель — логопед:

Плесовских Вера Владимировна

Образование учреждение, год окончания: Высшее, Ишимский ИГПИ им. П.П. Ершова 2002г.
Специальность: Дошкольное образование
Квалификация:  Преподаватель дошкольной педагогики и психологии и логопедии
Квалификационная категория: Первая
Курсы повышения квалификации:

Удостоверений что действительно прошла специализацию по логопедии — 2002г.

Удостоверение о повышении квалификации "Психолого — медико — педагогическое сопровождение детей с нарушениями речевого развития" — 2007г. 

Удостоверение о повышении квалификации "Коррекционное обучение и воспитание детей с ОВЗ" 2012г.

Сертификат "Лауреат" регионального педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении 2018г.

Удостоверение о повышении квалификации "Комплексное сопровождение днтей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования" — 2019г.

Стаж работы: Общий стаж 20 лет. Педагогический стаж 20 лет.
Награды:

— Грамота Управления образования администрации Вагайского Муниципального района 2007г.

— Грамота Администрации Вагайского района 2010г.

— Грамота Управление образовании администрации Вагайского Муниципального района Победитель в номинации "Воспитатель года" муниципального конкурса "Педагог года" 2013г.

— Диплом управления образования администрации Вагайского муниципального района за участие в районном конкурсе "Ярмарка педагогических идей и проектов — 2015" в номенации "Представление педагогического опыта через мастер — классы" 2015г.

— Благодарность от Администрации Первовагайского сельского поселения Вагайского района Тюменской области 2015г.

— Диплом Управления образования Вагайского муниципального района за участие районного конкурса "Ярмарка педагогических идей и проектов — 2017г. в номенации "Мастерская педагога" 2017г.

— Грамота Управления образования Вагайского муниципального района участника муниципального конкурса "Педагог года — 2018" в номинации "Воспитатель года" 2018г

AiJQMjk0FJQ

21.12.2020г

                                                                                                                                                                                             Чем больше уверенности в движении                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        детской руки, тем ярче речь ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В. А.Сухомлинский.

Выбранной мною темы: «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Преимущества биоэнергопластики:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  1.Оптимизирует психологическую базу речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2.Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.                                                                                                                                                                                                                                                                                        3.Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.                                                                                                                                                                                                                                                                      4.Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.                                                                                                                                                                                                5.Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Этапы работы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Первый этап – диагностический                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Второй этап – подготовительный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Третий этап – эмоциональный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Четвёртый этап – основной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Пятый этап – заключительный

Первый этап – диагностический.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          обследование состояние общей моторики, анализируется состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.  

обследование состояние мелкой моторики, анализируется состояние мелкой моторики при выполнении движений пальцами, отмечается  плавность, точность, скованность, нарушение темпа выполнения движения, не выпонение, наличие леворукости. 

 обследование состояние артикуляционного аппарата, анализируется состояние артикуляционного аппарата при выполнении движения языком, особенно если дети с дизартрией у которых нарушена подвижность артикуляционного аппарата.  

 Второй этап – подготовительный   на индивидуальных логопедических занятий  учитель – логопед знакомит  с органами артикуляционного аппарата с помощью упражнений. Все упражнения выполняются сидя перед зеркалом учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в выполнении упражнений пока не вовлекается.

Третий этап – эмоциональный  все упражнения проводятся в игровой форме, на этом этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем игровой персонаж, который поможет освоить гимнастику. Учитель – логопед  показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом.  

Четвёртый этап – основной  выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка.  Учитель – логопед  вместе с ребёнком выполняет упражнение сопровождая показ движением одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения  и движение кистью одной руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение  или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель – логопед следит за качеством и ритмичным  выполнением упражнений. При этом двумя руками учитель – логопед продолжает давать четкий образец движения.  

Пятый этап – заключительный к этому времени дети уже усваивают артикуляционные упражнения и запоминают движения руками. По этому на этом этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Учитель – логопед  рассказывает  сказку, называет упражнение, а ребёнок  выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти,  артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

 

    Применение артикуляционной гимнастики с импользованием биоэнергопластики будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти,  внимания, мышления.  Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.  Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

                    

 

 

10.12.2020г.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика» 

73837423.8yhb1zdcr1.W665            

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

orig

Рекомендации к проведению упражнений:

1.Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.

Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2.Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3.Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

4.Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

5.К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

6.В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.

7.Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

02.12.2020 год.

Была проведена консультация  с родителями посвящена к дню людей с ограниченными возможностями на тему: "Воспитание гуманных чувств и толетарности у детей дошкольного возраста"

Родителям были разданы буклеты на тему: "Мы все разные — мы все едины"  

IMG_20201202_161356  IMG_20201202_161406

IMG_20201202_161411

"Отношение к инвалидам"

Воспитание в детях отношения к инвалидам.

Каждая состоявшаяся мама должна понимать, что когда – ни будь, пребывая в публичном месте со своим ребенком, встретите инвалида. Естественно, сразу поступит масса вопросов, на которые Вы, как главный наставник, должны быть готовы ответить. Всем известно, что малыши, познают окружающий мир не только с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха, зрения, тактильных ощущений), но и благодаря информации, полученной от старшего поколения и из средств массовой информации. Поэтому от того, как ребенку ответят на его вопросы, касающиеся инвалидов, будет зависеть его отношение к данной категории людей в дальнейшем. К превеликому сожалению, в современном обществе, инвалида часто не воспринимают как "человека". Социальные опросы школьников показывают, что 1/2 часть всех учащихся Российской Федерации не хотят учиться в одном коллективе с инвалидом, а каждый третий школьник вообще чувствует к таким людям отвращение. Исходя из этого, родители обязаны воспитывать в своих детях должное, "правильное" отношение к больным и инвалидам. Как же правильно это сделать? Очень часто родители допускают ошибки, которые ведут к нежелательным последствиям. Что же это за ошибки и как их избежать?

Возможные неправильные ответы.

Ребенок спрашивает: "Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит?" Мама одергивает дитя и рьяно заявляет: "Не смотри на него (нее)". Такого ответа ребенок, скорее всего, испугается и сделает вывод, что таких людей нужно избегать и их общество нежелательно.   Мама говорит: "Пойдем скорее. Тебе не стоит это видеть". У ребенка сформируется следующее отношение: жалость, смешанная с отвращением.  Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью. Но у ребенка может сформироваться желание избегать инвалидов, нежелание общаться с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется помощь в общественном месте. Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ призывает к жалости, но не к уважению. Нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Правильный ответ — залог успеха.

Подобные ответы, как уже сказано, приводят к негативному отношению в отношении инвалидов у подрастающего поколения. Следовательно, мама должна продумать свой ответ, прежде, чем выдать его ребенку. Как же следует воспитывать в детях правильное отношение к людям — инвалидам? Главное — объяснить ребенку, что инвалиды — такие же люди, как и все, просто с ограниченными возможностями. Например, не могут ходить, поэтому им необходима коляска, не видят, поэтому ходят с полочкой или поводырем и так далее. Затем следует объяснить причину, почему так случилось — заболел, попал в аварию (поэтому нужно соблюдать правила дорожного движения). Расскажите малышу, что таких людей не нужно бояться и, тем более, избегать их, но, при этом, не реагировать слишком бурно на появление инвалида, дабы не оскорбить его.

Правила вежливого обращения с инвалидами.

Вслед за разъяснением, почему человек физически отличается от остальных и причин этого, объясните ребенку, как нужно себя вести в присутствии данной категории людей — что нельзя "глазеть", даже если кажется, что никто этого не замечает. Укажите на то, что воспитанный, добродушный человек должен помогать инвалидам — уступать место в общественном транспорте, помогать войти и выйти из транспортных средств, оказать помощь слепому, когда он пытается перейти через дорогу. Перед тем, как помогать спросите требуется ли помощь от Вас.

Пример для подражания.

Важно помнить, что дети моделируют поведение своих родителей. Поэтому от того, как вы относитесь к людям с физическими дефектами, будет зависеть отношение Вашего ребенка и к Вам. Если Вы добрый, милосердный, отзывчивый человек, то не трудно будет научить подобному и свое дитя.

67209503_1291007199_Noyab

06.11.2020 год.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

 

   Эти требования к речевому и общему развитию первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку сформировать:

1)  Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.

2)  Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

3)  Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите  любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

   Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Почему?

1. Сюжет их состоит из похожих эпизодов.

2. В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.

3. Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.

4. По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

4)  Увеличивайте словарный запас ребенка. Игра в слова  (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком  в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье  (это не лучший, но все  же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий». Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.   Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются  грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть —  намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5)  Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

6)  Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

7)  Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

8)  Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

   8)Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из часто задаваемых родителями. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.

1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.

2. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

9)  Просите ребенка печатать разные слова и предложения (в зависимости от уровня чтения), но не учите его писать письменные буквы. Этому научит учитель.

Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

03.11.2020 год.

 Рекомендации  родителям от учителя-логопеда, имеющих детей с нарушениями речи.                

 В дошкольном возрасте даже самые незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме, какова бы она ни была: неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание, стоит отнестись со всей серьёзностью.                                                                                                                                       Для этого Вам, уважаемые родители, предлагаются некоторые рекомендации:                                                                                                                                                                

1.Родителям ребенка, имеющего речевое нарушение, необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.                                                                                                                                                                                

2.Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию – но только, если они видят, что ребенок их слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.                                                                                                                               

 3.Не переусердствуйте! Не употребляйте слишком много длинных фраз, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.                                                                                 

 4.Принимайте и поддерживайте желание ребенка вступить с Вами в контакт. Если ребенок вообще не говорит – вовлекайте его в любые формы диалога, одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд)                                                                                                                            

5.Расширяйте словарный запас ребенка.                                                                                               

6.Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем — письму.                                                                                                                                    

7.Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку, так как дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.                                                                                                                           

8.Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.                                                                         

9. Вы должны верить в силы Вашего ребенка, верой и терпением вселяйте в него уверенность в исправлении ошибок. ​                                                                                                                         

10.Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.             

11.Ребенку необходимо слышать себя и Вас, так как речь развивается на основе подражания и самоподражания. Поэтому во время Вашего общения — выключайте телевизор, магнитофон. ​     

12.Если у ребенка что-либо не получается – не фиксируете внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.                                                                                                           

13. Никогда не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.                                                                                                             

14.Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту (логопеду) – помощь, оказанная своевременно, сэкономит Ваши нервы и даже, может быть, сделает Вашего ребенка более успешным и счастливым.                                                                                                                                             

Если с Вашим ребенком занимается специалист (логопед) – выполняйте все рекомендации и задания систематически и ежедневно, закрепляя полученные на занятиях знания, умения и навыки.

 

maxresdefault

5efec3fe6cb1a5856f9b13b91036f7fd

24 .09.2020 год. 

В рамках Всероссийской недели безопасности детей на дорогах, в средней группе, "Лучики" провела викторину "Маленькие знатоки правил дорожного движения".   Ребята отгадывали загадки, отвечали на вопросы, собирали на скорость транспортные средства и дорожные знаки, играли в речевую игру с движениями "Светофор". 

IMG_4373IMG_4354IMG_4363IMG_4360IMG_4675

В конце викторины все ребята получили медали "Знатоки правил дорожного движения".

IMG_4677​ 

10.09. 2020 год 

 

14 ПРИЧИН ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СО СПЕЦИАЛИСТОМ — ЛОГОПЕДОМ    ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.                                                                       

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.                                                                                                                                                         

— Что является причиной сходить с ребенком к логопеду?   — С какого возраста нужно обращаться к логопеду?                                                         

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков  типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить  индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.                                                                                                                                                                 Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.                                                                       

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).                                                                 

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.                                       

 Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».                                                                                                                              

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.                                               

 Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд,  многие звуки.                                                                                                                                                                                 

 Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие  звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька». Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.           

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.                                                                                                                                                                           

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.                                                                               

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.                                                                                                                                                                           

 Причина 12.Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе. Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

   

                                                                                                         

                                                   

 

 

 

АПРЕЛЬ

17.04.2020г.

Консультация для родителей: "Укороченная уздечка"

Укороченная уздечка языка — вопрос вполне актуальный. Казалось бы, почему столь незначительная анатомическая особенность требует такого пристального внимания стоматологов, логопедов и педиатров. 
Уздечка языка – это складка слизистой оболочки полости рта, которая прикреплена под языком и тянется до основания десен передних нижних зубов.
Укороченную уздечку языка замечают чаще всего неонатологи и логопеды. 
В первом случае, проблема выявляется когда ребенок находится еще в родильном доме, т.к. затруднено нормальное питание, правильное сосание, иногда это приводит к тому, что малыш заметно отстает в росте и весе от сверстников. Поэтому сразу после рождения врачи обязательно осматривают полость рта ребенка, в случае проблем, уздечку подрезают.           Во втором случае, когда ребенка направляет логопед, укороченная уздечка является причиной направильного произношения некоторых звуков, а в некоторых случаях делает их произношение невозможным. Т.е. укороченныя уздечка может являтся причиной механической дислалии.  В данном случае затруднены (или невозможны) движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься. Ребенку трудно высовывать язык, при открытом рте он не может дотянуться кончиком языка до верхних резцов.
При этом страдает произношение так называемых звуков верхнего подъема языка, и наиболее часто нарушается произношение группы шипящих и сонорных звуков  «л», «ль», «р», «рь».                                                                                                                                Способы коррекции данной анатомической особенности могут быть следующие: либо хирургическая операция, либо растягивание уздечки языка посредством артикуляционных упражненийВ случае хирургического лечения проводится не просто подрезание уздечки, а полноценная операция, под местной анестезией, с наложением швов и последующим послеоперационным контролем. Иногда также требуется назначение лекарственных средств и выполнение некоторых рекомендаций с целью профилактики послеоперационных осложнений. Швы снимаются на четвертый-шестой день, либо накладывается саморассасывающийся шовный материал. Осложнения после данной операции крайне редки. Идеальный возраст для пластики уздечки языка – 5 лет. Поскольку еще есть время до поступления ребенка в школу для проведения реабилитационного периода и постановки звуков логопедом в новых анатомических условиях. Послеоперационный период должен проходить под контролем как хирурга-стоматолога, так и логопеда, поскольку позднее начало занятий с логопедом может привести к тому, что на уздечке образуется рубцовая ткань, которая не даст уздечке увеличиться по длине и в свою очередь будет стягивать уздечку языка (поскольку рубцовая ткань не растягивается).Растягивание короткой уздечки языка с помощью артикуляционных упражнений проводиться под контролем логопеда. Ниже представлены упражнения , которые могут использоваться для растягивания короткой уздечки языка. Следует также учитывать, что эти упражнения будут эффективными только тогда, когда они проводяться систематически и регулярно в течении длительного времени.       Упражнения для растягивания укороченной уздечки языка:

1.Открыть рот и дотянуться кончиком языка до верхних резцов.

2.Открыть рот и дотянуться кончиком языка до носа.

3.«Лакание». Следить за тем, чтобы голова оставалась неподвижна.

4.«Слизывание»:

— с верхней губы внутрь ротовой полости.

— слизывание с плоской тарелки.

     — слизывать снизу вверх как можно больше, при этом голова и руки ребенка неподвижны.

Последующие упражнения основываются на следующем положении языка:

широкий язык присасывается к твёрдому нёбу, рот при этом открыт широко.

5.«Лошадка». Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать уздечку.

6.«Грибок». Осуществлять присасывание всей массы языка к твердому небу.

7.«Гармошка». Улыбнуться, открыть рот, сделать «грибок» и, не опуская язык, открывать и закрывать рот.

МАРТ — 11.03.2020г.

Консультация для родителей. Что делать если  ребёнок говорит быстро? 

Многие дети в период развития речи торопятся и невнятно произносят слова. Если это явление носит постоянный характер, то можно говорить о наличии тахилалии. Данное нарушение характеризуется ускорением темпа речи ребёнка. Также могут наблюдаться «проглатывание» окончаний, искажение и повторение слов, изменение артикуляции. Тахилалия может быть причиной нарушения не только устной речи, но и причиной проблем при чтении и на письме. Некоторые родители не обращают внимания на то, что ребёнок быстро говорит.   Однако стоит понимать, что тахилалия может быть симптомом неврологической патологии. Например, ускорение темпа речи часто появляется у детей с тревожными расстройствами.

Отличительные особенности тахилалии.  Если ребёнок начал очень быстро говорить,  то это не всегда повод для беспокойства. При нервных расстройствах тахилалия также сопровождается:                                     1. Запинанием, повторами и проглатыванием звуков или слов;                                                                                   2. Суетливой и быстрой двигательной активностью;                                                                                         3.Возбуждённым состоянием во время сна;                                                                                                         4.Ухудшением памяти;                                                                                                                                                                 5. Раздражительностью и агрессивным поведением;                                                                                                     6. Сложностями с письмом и чтением;                                                                                                                                     7. Неправильным дыханием во время того, когда ребёнок что-то говорит (малыш торопится произнести предложение, не успевая набрать воздуха);                                                                                                                      8. Снижением внимания и невозможностью сконцентрироваться.

У ребёнка могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме. Такие дети часто перебивают, говорят без остановки и не слушают вопросов. Если вы заметили у своего ребёнка подобные проявления, то лучше обратиться за помощью к специалистам. В данном случае может потребоваться участие невролога, логопеда и психолога. Чем раньше родители обращают внимание на то, что их дети быстро говорят, тем лучше проблема корректируется специалистами.

Причины по которым дети говорят быстро и невнятно, пока точно не установлены. Специалистами выделяется несколько провоцирующих факторов, приводящих к тахилалии. Это может  быть                             — наследственность. Согласно последним исследованиям у большинства детей, страдающих от ускоренного темпа речи, есть родственники с такой же проблемой;                                                                           — неврологические проблемы. Они могут быть вызваны инфекциями, травмами и заболеваниями нервной системы.

Обращение к специалистам (неврологам, логопедам, психологам) позволит выявить причину нарушения, а также скорректировать его. Важной частью устранения проблемы являются занятия с логопедом. Педагоги учат детей говорить размеренно и спокойно. Наиболее эффективны групповые занятия. На первых ступенях лечения тахилалии ребёнку ограничивают речь. Затем постепенно расширяется количество упражнений, предполагающих:                                                                                                                             — игры в вопросы и ответы;                                                                                                                                                        — разучивание стихов и песен;                                                                                                                                                    — выступления на публике и так далее.

Педагоги внимательно следят за тем, как говорит малыш, а потом подробно разбирают каждую ошибку. Занятия с логопедом необходимо посещать регулярно. Коррекция патологии может занять 9-12 месяцев. Родителям в этот момент важно следовать рекомендациям специалиста, разговаривать с малышом очень спокойно и тихо. Если ребенок слишком быстро разговаривает, то необходимо задавать ему простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Прогноз тахилалии зависит от причины её возникновения. Важно также учитывать умственное и эмоциональное развитие малыша. Кроме этого преодоление проблем с темпом и скоростью речи зависит от участия окружающих. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и регулярно занимался с педагогом или логопедом.

16.03.2020г.

Консультация для родителей. Что делать если ребенок говорит медленно?

Брадилалия – это патология, при которой ребёнок говорит очень медленно. Это нарушение темпа и ритма речи, носящее несудорожный характер.   Брадилалия проявляется в качестве:                                          — самостоятельного расстройства. Такой тип патологии свойственен для медлительных, чрезмерно спокойных и вялых детей;                                                                                                                                                           — симптома заболевания. Ребёнок может начать страдать от брадилалии из-за приобретённой или врождённой умственной отсталости, при дистрофических или органических поражениях ЦНС, после перенесённых инфекционных заболеваний. В этом случае у ребёнка наблюдается замедление не только речи, но и движений. Малыши плохо говорят, быстро устают, чувствуют слабость и заторможенность. В некоторых случаях ребёнок говорит слегка медлительно, что практически незаметно для окружающих людей. При более тяжелых степенях патологии могут наблюдаться проблемы с адаптацией в социуме, задержки в развитии.

Признаки брадилалии. Наличие брадилалии у ребёнка можно установить по присутствию вербальных и невербальных симптомов. К вербальным признаком относиться:                                                                                — замедление разговорной речи;                                                                                                                                            — возникновение задержек между словами и звуками во время того, как ребёнок говорит (малыш может растягивать гласные);                                                                                                                                                                  — монотонность голоса, произношение звуков «в нос», гнусавость;                                                                                 — растягивание слогов и звуков (хотя дети говорят все слова абсолютно правильно);                                               — медлительность ребёнка при чтении и письме.

К невербальным признакам относятся:                                                                                                                                 — нарушения мимики и моторики;                                                                                                                                             — невнимательность, заторможенность и плохая координация;                                                                                     — ухудшение внимания, памяти и мыслительных процессов;                                                                                            — сложность при переключении с одного занятия на другое (для ребёнка также может  быть характерно повторение одного и того же движения);                                                                                                                               — замкнутость, молчаливость и очень сложная адаптация.

Если ваш ребёнок медленно говорит, то это может быть просто проявлением его темперамента. Однако родители не должны игнорировать данную проблему. Обращение     к специалистам для коррекции патологии позволит ребёнку избавиться от брадилалии и вести полноценную жизнь.

Причины.

Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными.   Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.  Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы, из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен. Родители ребёнка, который говорит медленно, должны обратиться за помощью к специалистам. Комплексное обследование может потребовать участия невролога, психиатра, логопеда и психолога. Для выявления физиологических причин речевой патологии используются инструментальные исследования. Помимо того ребёнка осматривает логопед. Он проводит диагностику речи, чтобы установить степень брадилалии и подобрать эффективный метод коррекции.

Прогноз.  В большинстве случаев прогноз при брадилалии благоприятный. Особенно, если родители своевременно заметили, что ребёнок медленно говорит, и обратились за помощью к специалистам. Однако после успешной коррекции не стоит ослаблять бдительность.    В качестве профилактики рекомендуется:                                                                                                                                                                                — вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врачей во время беременности;                            — оберегать ребёнка от черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний;                                                    — поддерживать режим дня и питания;                                                                                                                                  — следить за тем, чтобы ребёнок развивал речь, и заниматься с ним;                                                                               — разговаривать с малышом, учить стихи и песни.

Далеко не всегда медлительная речь является симптомом заболевания. В большинстве случаев достаточно занятий с педагогом или с логопедом. Поэтому не стоит очень переживать при появлении признаков брадилалии.

ФЕВРАЛЬ 12.02.2020г.

Логопед рекомендует  — 15 советов родителям.

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательносопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ! 
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

                    ЯНВАРЬ   20.01.2020г.                                                            Среди важнейших задач развития детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе являетсяразвитие связной речи. Связное высказывание свидетельствует, насколько у ребёнка большой словарный запас, и одновременно оно отражает уровень умственного развития. Связная речь—это результат овладения всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное и составлять рассказы, грамотно ответить на вопросы полным предложением, уметь отличать побудительные предложения от повествовательных, а восклицательные от вопросительных.

К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе, владеть словообразованием и словоизменением.

Зимнее время года всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега. Зимние игры, которые используются во время прогулки, по дороге домой, при наблюдении из окошка, не только интересны, но и познавательны.

Целью игр по развитию речи зимой – это совершенствование связной речи, закрепление знаний о признаках зимы, расширение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и воображения, воспитание интереса к окружающему миру, любви к природе.

Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой. Выучите названия зимних месяцев и чем они отличаются. Расскажите ребенку о традициях зимних праздников, в какие зимние игры играли в старину. Очень хорошо, если ребенок в результате беседы сможет сам рассказать о зиме, отвечая на вопросы взрослого и используя развернутые предложения.

Согреться на улице во время прогулки можно с помощью различных подвижных игр. Сначала взрослый рассказывает стих и показывает движения, а дети повторяют. После того как дети хорошо запомнили движения — самостоятельно рассказывают стих. Такие игры хорошо развивают координацию речи с движением.

Подвижная игра «Наконец пришла зима».

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дидактическая игра «Назови ласково».

Взрослый называет слово, а задача ребенка изменить это слово на ласковое. Зима – зимушка, снег – снежок, мороз – морозец, лёд – ледок, холод – холодок, снежинка – снежиночка, елка – елочка, санки – саночки, горка – горочка, сосулька – сосулечка.

Дыхательное упражнение «Кружится снежинка».

Для данного упражнения необходимо вырезать маленькую снежинку и привязать ее на веревочку. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки недолжны быть надутыми. Ребенок берет снежинку на ниточке и долго дует на нее, наблюдая за кружением. А взрослый читает стихотворение:

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Еще один вариант игры – сдуть небольшой кусочек ваты с ладошки.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Взрослый говорит начало предложения, а ребенок заканчивает:

Мы решили слепить….(снеговика).

Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).

Мы показали соседям нашего….(снеговика).

Мы играли со …(снеговиком).

Мы всем рассказали о….(снеговике).

Подвижная игра «Зимушка».

Солнце землю греет слабо (руки вверх)
– По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
– Во дворе у снежной бабы (повороты)
– Побелел морковный нос (ладонью прикрыть нос)
– В речке стала вдруг вода
– Неподвижна и тверда (прыжки на месте)
– Вьюга злится, снег кружится (кружатся)
– Заметает всё кругом
– Белоснежным серебром (движения руками из стороны в сторону).

Словесная игра «Признаки зимы».

Детям необходимо рассказать о признаках зимы, составив небольшой рассказ. Наступила зима. Солнце (светит, но не греет, холодное). Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное, облака низкие). Земля (белая, засыпана снегом, большие сугробы). Деревья (стоят голые, покрыты инеем, на ветках снежные хлопья). Люди (надели теплую одежду, расчищают дороги, отапливают дома, встречают новый год). Животные (медведь, еж спят; белка, заяц поменяли шкурки на более теплые и незаметные). Птицы (перелетные улетели в теплые края, остались зимующие: воробьи, синицы, голуби). Дети должны отвечать полным предложением.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Взрослый называет какое-нибудь слово, а ребенок называет как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Дидактическая игра «Назови признак»

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Снег – холодный, белый, пушистый..

Зима – морозная, снежная, холодная..

Шапка – зимняя, меховая, шерстяная..

Снеговик – снежный, холодный, красивый..

Елка – новогодняя, зеленая, красивая..

Подвижная игра «Зима пришла!»

Данная игра хорошо развивает слуховое внимание, что для развития речи очень важно.

Дети разбегаются по площадке и прячутся (присаживаются на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком, деревьями). На слова взрослого «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» все бегут на свои места и снова прячутся.

Упражнение «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой —холодные. Летом небо светлое, а зимой —темное. Летом день длинный, а зимой —короткий. Летом солнце светит ярко, а зимой —тускло. Весной лед на реке тонкий, а зимой —толстый. Снег мягкий, а лед. —твердый. Одни сосульки длинные, а другие —короткие.

Дидактическая игра «Бывает или нет?».

Взрослый предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет. Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. Зимой идут дожди. Зимой птицы улетают в теплые края. Зимой бывает метель и вьюга. Зимой на улице очень жарко. Зимой цветут цветы. Зимой на деревьях много листьев. Затем можно поменяться местами — ребенок предлагает фразы, взрослый определяет.

Дидактическая игра «Подбери слова-родственники».

Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик…

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье…

Мороз — морозный, морозить, замораживать…

Лёд — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололёд…

Подвижная игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,                Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком,                «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                        Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка –                Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика.                        Разводят руками, пожимают плечами.

ДЕКАБРЬ

 13.12.2019г.

Тема: Влияние чистоговорок на развитие речи детей дошкольного возраста.

Чистоговорка — это малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

  Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей.

Также чистоговорки помогают развить у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь.    Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребенок уже может произносить правильно основной звук.

 Разучивая чистоговорки с ребенком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь.

Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания — произносить ее тихо, громко, с разными интонациями. 

Упражнения на развитие речи детей.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

НОЯБРЬ

                     15.11. 2019г.    

                                    Рекомендации для родителей:                                                "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно по 5 — 7 минут.

Помните о том, что для ребенка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА — это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша.                                                                                                     Основной комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного и четкого произношения всех звуков:

"Окошко" ("Бегемотик") Широко раскрыть рот, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10

"Улыбка" ("Лягушка") Улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10

"Заборчик" ("Кит") Улыбнуться, зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10

"Рупор" ("Бублик") Сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10

"Трубочка" ("Ручеек") Рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. язык приобретает форму трубочки. Можно слегка придерживать "трубочку" верхними зубами

"Дудочка" ("Хобот") Разомкнутые губы округлить и сильно вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10

"Лопатка" ("Блинчик") Открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10

"Иголочка" Открыть рот, узкий язык вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10

"Шарик" ("Жаба") Надуть обе щеки, задержаться в таком положении на 5-10 секунд. Надувать и сдувать щеки попеременно по три раза

"Змейка" Открыть рот, узкий язык сильно вытянуть вперед и спрятать вглубь рта, рот не закрывать. Повторить 5-10 раз

"Расческа" Улыбнуться, зубы слегка сомкнуты. Протягивать широкий язык между зубами попеременно вперед-назад. Повторить 5-10 раз

"Часы с кукушкой" Открыть рот, узкий язык сильно вытянуть вперед и спрятать вглубь рта, рот закрыть. Повторять 5-10 раз

"Футбол" ("Конфетка") Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку. Повторить 5-10 раз

"Хвост" Рот закрыть, зубы сомкнуты. Кончиком языка выполнять круговые движения между деснами и зубами по три круга влево и вправо

"Часики" Улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз

Желаю успехов!

07.11.2019г.  Консультация для родителей.

Для чего нужна артикуляция?

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?                                                                 Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.                                                                                   Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.                                                                                   Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.                 Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                                                                                                             Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:           1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.                                                                                   2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.                                                                                                                     3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту". Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.     4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.

24.10.  Дидактическая игра для автоматизации звука З-Зь в словах.

"Накорми зайчика"

Материал: сюжетная картинка с изображением зайчика  и нужное количество картонных кочанчиков капусты или морковок (или того и другого).
Ход игры
На столе раскладываются морковки. Ребенок называет картинки, изображенные на обороте морковок (кочанчиков), и угощает ими зайчика.

15.10.2019г. Рекомендации для родителей "Игровой массаж с детьми 2 — 3 лет"

Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Если мама сама делает своему малышу несложный массаж, то это становится дополнительным поводом для эмоционально–физическим общения матери и ребенка, способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.

Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей.

Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.

Рекомендуемые игры:

«Зайки»                                                                                                                               На полянке, на лужайке                                                                                                         Целый день скакали зайки (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)                       И катались по траве                                                                                                             От хвоста и к голове ("прокатываем" ладони от попы к шее)                                                 Долго зайцы так скакали, (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)                         Но, напрыгавшись, устали. (кладём ладони на спинку малыша)                                               Мимо змеи проползали,                                                                                                           "С добрым утром!"- им сказали. (делаем волнообразные движения ладонями по спине)           Стала гладить и ласкать                                                                                                   Всех зайчат зайчиха мать. (гладим малышу спинку)

«Дождик»                                                                                                                               Дождик бегает по крыше(Похлопывают друг друга ладошками по спине)                               Бом! Бом! Бом!                                                                                                                    По веселой звонкой крыше- (Постукивают пальчиками)                                                       Бом! Бом! Бом!                                                                                                                       Дома, дома посидите- (Постукивают кулачками)                                                                 Бом! Бом! Бом!                                                                                                               Никуда не выходите- (Растирают ребрами ладоней)                                                             Бом! Бом! Бом!                                                                                                                       Почитайте, поиграйте- (Кладут ладони на плечи реб%